Русский родной язык
Аннотация к рабочей
программе по русскому родному языку
5-9 классы
Реализуемый УМК
Программа: Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н./под ред.
Александровой О.М. Примерные рабочие программы. Русский родной язык. 5-9
классы. М.: Просвещение, 2020. Учебник: Александрова О.М. и др. Русский родной
язык. 5 кл. М.: Просвещение, Учебная литература, 2020
Цели изучения русского родного языка:
1) воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
2) совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3) углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
4) совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
5) развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи реализации предмета: 1) формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания; 2) развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на родном языке
Срок реализации программы 5 лет
Результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Ученик научится:
1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка,
основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к
речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры.
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать
взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в
речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.