1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МБОУ «СОШ №34», регламентирует порядок проведения мониторинга. 1.2. Положение о внутреннем мониторинге качества образования разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом МОУ «СОШ №34». 1.3. Система внутреннего мониторинга качества образования служит информационным обеспечением образовательной деятельности школы. 1.4. В настоящем положении используются следующие термины: Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в школе в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 1.5. Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего мониторинга планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы. Объектами оценки качества образования являются: учебные и внеучебные достижения учащихся; продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников. 1.6. Предмет оценки качества образования: качество образовательных результатов; качество организации образовательного процесса, включающее условия организации образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в МБОУ «СОШ №34», условия их реализации; эффективность управления качеством образования. 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы. 1.8. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 2. Цели и задачи системы внутреннего мониторинга 2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в школе и основных показателях ее функционирования для определения тенденций и качества развития образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении; координация деятельности всех участников мониторинга; оперативное выявление соответствия качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга; своевременное выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; построение рейтинговых внутриучрежденческих показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учителям, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени); формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных; использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся, выявления одаренных детей; использование полученных результатов для определения качества работы педагогов при распределении стимулирующей части оплаты труда. 3. Объекты мониторинга 3.1. Образовательная среда: контингент обучающихся и воспитанников; кадровое (педагогическое) обеспечение образовательновоспитательного процесса. 3.2. Обучающийся: степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов; уровень обученности обучающихся (по всем предметам); качество подготовки выпускников и уровень реализуемых образовательных программ; уровень сформированности качества общеучебных умений и навыков; уровень воспитанности обучающихся; уровень работы с одарёнными детьми; степень удовлетворённости обучающихся и их родителей образовательным процессом в школе; состояние здоровья обучающихся. 3.3. Педагогические работники: уровень профессиональной компетентности; качество и результативность педагогической работы; уровень инновационной деятельности; анализ педагогических затруднений; самообразовательная деятельность. 3.4. Образовательный процесс: анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений обучающихся; организация питания; анализ условий организации образовательно-воспитательного процесса; анализ соблюдения режима дня. 3.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: социальный паспорт класса; психологическая диагностика; профилактическая работа; коррекционная работа; индивидуально – дифференцированный подход к детям. 4. Организация и технология мониторинга 4.1.Организационной основой осуществления процедуры внутреннего мониторинга является план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. План внутреннего мониторинга рассматривается на заседании Педагогического совета школы в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязателен для исполнения работниками школы. 4.2. Виды мониторинга: по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый; по частоте процедур: разовый, периодический, систематический. 4.3. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень Учреждения и уровень методических объединений учителей-предметников. Администрация МБОУ «СОШ №34» оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого компетентными органами муниципального, регионального уровней. 4.4. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора школы. В состав группы мониторинга входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе; руководители методических объединений; психолог; классные руководители; специалисты (учитель-логопед, психолог и т.п.); воспитатели; медицинский работник. 4.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: определение и обоснование объекта мониторинга; сбор данных, используемых для мониторинга; обработка полученных данных в ходе мониторинга; анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; подготовка документов по итогам анализа полученных данных; распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга; структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации. 4.7. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления и общественности, стандартизированность и апробированность. В 9, 11 классах в качестве КИМов могут использоваться демоверсии текущего года, подготовленные Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ». Контрольно-измерительные материалы должны составляться на основе требований к программному материалу, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся. 4.8. Материалы для мониторинговых исследований разрабатываются заместителями директора по УР и ВР. утверждаются на заседаниях методических объединений учителей и классных руководителей. 4.9. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта. 4.10. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ). 4.11. При оценке качества образования в школе основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (тестов, контрольных работ, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в Учреждении образовательным программам, ФГОСам. 4.12. Статистические данные должны быть сопоставимы: между собой (больше/меньше – лучше/хуже); с образовательным и социальными стандартами (соответствует /не соответствует). Оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей. Система оценки с использованием суммарных итоговых баллов позволяет построить линейный рейтинг педагогов, классов, что дает представление о месте относительно других, и позволяет оценить реальное состояние как отдельного педагога (или ученика), так системы в целом. 4.13. Нормативы к критериям оценивания качества образования указываются в пояснениях к КИМам. Успешность усвоения учебных программ оценивается, как правило, по пятибалльной системе. Разные системы оценок можно переводить в пятибалльную по следующей схеме: Качество освоения Уровень достижения Отметка по программы пятибалльной шкале 90-100% Высокий «5» 65-89% Повышенный «4» 40-64% Средний «3» 39% и ниже Низкий «2» Критерии могут изменяться в соответствии с целью проводимого мониторинга. 4.14. К методам проведения мониторинга относятся: экспертное оценивание; тестирование, анкетирование; проведение контрольных и других квалификационных работ; статистическая обработка информации, ранжирование и др. 4.15. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня. 4.16. К основным направлениям системы мониторинга качества образования в школе относятся: оценка общего уровня усвоения обучающимися основных знаний и умений по общеобразовательным предметам; мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении первой, второй и третьей ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках входного, промежуточного и итогового мониторинга); оценка общего уровня овладения обучающимися метапредметными умениями; мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в школе; оценка деятельности педагога для осуществления стимулирующих выплат. 4.17. Система мониторинга качества образования может быть представлена двумя частями базы данных: инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей); вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям воспитательно-образовательного процесса и сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность). 4.18. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 4.19. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре и его заместителях, оперативных совещаниях, заседаниях методических объединений. 4.20. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы. 5. Распределение функциональных обязанностей участников мониторинговых исследований 5.1. Группа мониторинга: участвует в разработке методики оценки качества образования, в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития; проводит мониторинговые исследования; анализирует результаты мониторинга; ведет учет результатов мониторинга; вырабатывает рекомендации по устранению отмеченных недостатков. 5.2. Заместители директора по УР и ВР: устанавливают и утверждают порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований; определяют пути дальнейшего развития образовательного процесса; обеспечивают на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и воспитания; организуют систему мониторинга качества образования и воспитания в школе, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития качества; анализируют результаты оценки качества образования и воспитания на уровне школы; организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования и воспитания; обеспечивают предоставление информации о качестве образования и воспитания на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования и воспитания; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования и воспитания (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора); принимают управленческие решения по развитию качества образования и воспитания на основе анализа результатов. 5.3. Классный руководитель: проводит контроль за всеобучем каждого обучающегося; своевременно доводит итоги до сведения родителей; анализирует динамику развития личности каждого обучающегося; разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям рекомендации по самооценке результатов обученности; своевременно представляет информацию в группу мониторинга анализирует динамику развития личности каждого воспитанника; разрабатывает и предлагает родителям рекомендации по воспитанию и обучению детей; своевременно предоставляет информацию заместителю директора по ВР. 5.4. Учитель: определяет и анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам рефлексии, тестирования, контрольных срезов; намечает пути повышения степени обученности школьников; своевременно предоставляет информацию в группу мониторинга. 6. Хранение результатов мониторинга. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных. 6.1 Диагностические, контрольные работы, срезы и т.д хранятся у ответственного лица, осуществляющего мониторинг. Срок хранения - 1 год 6.2 Аналитические материалы, информация, управленческие решения по результатам мониторинга хранится в материалах внутреннего контроля службы делопроизводства школы. Срок хранения – 3 года. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)