ПОЛОЖЕНИЕ о работе психолого-педагогической комиссии 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. 1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением. 1.3. Социально-психологическая служба школы подчиняется - директору школы 1.4. Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку. 1.5. Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации. 1.6. Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов и настоящим Положением. 1.7. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями учащихся и медицинскими работниками. 1.8. В своей руководствуются деятельности Конвенцией о социально-психологическая правах детей, служба Конституцией РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года №58-03 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области», Федеральным законом от 10.07.1992 года «Об образовании», Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением. 2. Цель Социально-психологической службы, задачи 2.1.Цель организации СПС - создание целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи Социально-психологической службы: 1) психологическая помощь учащимся гимназии и их семьям; 2) обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры; 3) содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса; 4) психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме; 5) полноценное психологическое и социальное развитие школьников, сохранение их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию 4. Состав социально-психологической службы: - педагоги-психологи, - социальный педагог, - педагог-логопед 5.Основные направления деятельности Службы: 5.1. Психосоциальная диагностика – проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска; 5.2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагогапсихолога, социального коррекционно - педагога, развивающих учителя-логопеда программ обучения по разработке и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы; 5.3. Психолого-педагогическое и социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; 5.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психологопедагогическим и социальным вопросам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование других участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних; 5.5. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития, пропаганда здорового образа жизни. 6. Функции СПС Школы: 6.1. Социально-педагогическая: Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации. Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. 6.2. Социально-правовая: Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов обучающихся. 6.3. Социально-психологическая: Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния. Консультативная помощь обучающимся, педагогам и их родителям. 6.4. Социально-профилактическая: Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков. 6.5. Социально-диагностическая: распознание причин и характера отклонений в поведении и обучении учащегося; изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе; определение потенциальных возможностей и способностей учащегося. 6.6. Коррекционно-развивающая: обследование устной и письменной речи у учащихся и воспитанников школы с целью комплектования групп детей с речевыми расстройствами, нарушениями чтения и письма на новый учебный год. оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушения письменной речи. коррекция уже имеющихся речевых нарушений, недостатков лексикограмматического строя устной и письменной речи. Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, письма и чтения, препятствующими успешному усвоению общеобразовательных программ. учет психологических особенностей и закономерностей развития психики разных возрастных групп детей, при этом, отбор содержания коррекционноразвивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка; обучение и воспитание учащихся осуществляется с позиции индивидуальнодифференцированного подхода. Социально-педагогическая, психологическая и коррекционная помощь может оказываться индивидуально или в составе группы. Формы, методы, продолжительность социально-педагогической, психологической и коррекционной помощи определяются специалистами СПС с учётом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения. 7. Права, обязанности и ответственность специалистов СПС 7.1. Специалисты СПС имеют право: определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений; посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся; знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях; вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов; обращаться в научно-психологические центры по вопросам научнометодического обеспечения службы; ставить перед администрацией школы связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса; участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социальнопсихологической практики студентов колледжей, вузов. 7.2. Специалисты СПС учреждения образования обязаны: рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции; совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке; руководствоваться Уставом образовательного учреждения, планом работы социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением; участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах; в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка; работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся; хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы; информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта; вести соответствующую профессиональной деятельности. документацию по направлениям